24 октября 2018
ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ
возникновения и развития ЧС на территории Курганской области
на 24 октября 2018 г.
(разработан на основе данных территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Курганской области, открытых и ведомственных интернет источников)
1.1 Прогноз метеорологической обстановки:
Согласно бюллетеня № 296 от 23 октября 2018 года Гидрометцентра России, опасных и комплексов метеорологических явлений погоды в Курганской области не прогнозируется.
Метеорологическая обстановка по сопредельным территориям УрФО: ОЯП не прогнозируется. (Источник: Гидрометцентр России - сайт meteoinfo.ru/hazardsbull).
Метеорологическая обстановка по сопредельным территориям Республики Казахстан: ОЯП не прогнозируется. (Источник: Гидрометцентр РК – сайт http://www.kazhydromet.kz).
По прогнозу Гидрометцентра России средняя месячная температура воздуха ожидается выше нормы на 1° (норма +1, +3 град). Месячное количество осадков предполагается около нормы (норма 28-38 мм).
По данным Курганского ЦГМС на предстоящие сутки на территории Курганской области: переменная облачность. Ночью без осадков, днем местами небольшой дождь. Ветер юго-западный 7-12 м/с. Температура воздуха ночью -2, +3°; днем 6-11°.
На территории МО г. Курган: переменная облачность, без осадков. Ветер юго-западный 7-12 м/с. Температура воздуха ночью 0, +2°; днем 8-10°.
Неблагоприятные явления: не прогнозируются.
Опасные явление: не прогнозируются.
1.2 Природные ЧС
Возникновение ЧС природного характера: на предстоящие сутки не прогнозируется.
1.2.1 Возникновение происшествий, обусловленных опасными, комплексами метеорологических явлений, образующих опасные явления, либо прочими важнейшими явлениями погоды:
(Согласно статистических данных и прогноза погоды на предстоящие сутки на территории Курганской области предпосылок к возникновению происшествий, обусловленных опасными, комплексами метеорологических явлений, образующих опасные явления, либо прочими важнейшими явлениями погоды нет).
1.2.2 Прогноз гидрологической обстановки:
На предстоящие сутки существенных изменений гидрологической обстановки не прогнозируется.
Рисков достижения опасных и неблагоприятных отметок на гидрологических постах не прогнозируется.
1.2.3 Прогноз агроклиматической обстановки:
На большей части Курганской области агрометеорологические условия для завершения уборочных работ будут в основном удовлетворительными. Условия для вегетации озимых зерновых культур в начале декады будут хорошими и удовлетворительными, затем вегетация их прекратиться.
1.2.4 Прогноз лесопожарной обстановки:
Исходя из данных ИСДМ «Рослесхоз» ФГУ «Авиалесоохрана» и уточненной информации Курганского центра по гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, в лесах на территории Курганской области, по условиям погоды, прогнозируется:
1 класс пожарной опасности в 22 МО: в г. Кургане, Альменевском, Белозерском, Варгашинском, Далматовском, Звериноголовском, Каргапольском, Катайском, Кетовском, Куртамышском, Лебяжьевском, Макушинском, Мишкинском, Мокроусовском, Петуховском, Половинском, Притобольном, Шатровском, Шумихинском, Частоозерском, Щучанском и Юргамышском районах;
2 класс пожарной опасности в 4 МО: в г. Шадринске, Сафакулевском, Целинном и Шадринском районах.
Курганская область |
КЛАСС ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ПО УСЛОВИЯМ ПОГОДЫ |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Муниципальные образования (26) |
22 МО |
4 МО |
- |
- |
- |
Исходя из прогноза осадков и температурного режима, на предстоящие сутки на территории Курганской области прогнозируется плавное накопление пожарной опасности в лесном фонде.
Существует вероятность регистрации термических аномалий (термоточек) в отдельных районах на территории Курганской области.
Перехода трансграничных пожаров, задымления территорий, в том числе с территории республики Казахстан не прогнозируется.
С учетом анализа прогнозируемой гидрометеорологической обстановки, данных о фактической лесопожарной обстановке, а также показателей горимости аналогичных (по климатическим условиям) лет в лесном фонде Курганской области возникновение очагов природных пожаров не прогнозируется.
1.2.5 Прогноз сейсмической обстановки: Экзогенные геологические процессы
на территории области по всем типам прогнозируются на уровне среднемноголетних значений.
1.2.6 Прогноз экологической обстановки: Экологическая обстановка прогнозируется на уровне среднемноголетних значений.
Радиационная обстановка на территории Курганской области прогнозируется не выше фоновых значений. Природный радиационный фон по территории области составит от 0,07 до 0,20 мкЗв/час.
1.2.7 Прогноз геомагнитной обстановки: Геомагнитная обстановка спокойная. Вероятность магнитной бури незначительная, вероятность сильного магнитного шторма незначительная, нарушения работы систем КВ-радиосвязи маловероятны.
(Источник: Лаборатория рентгеновской астрономии Солнца ФИАН, сайт –http://www.tesis.lebedev.ru/
1.3 Техногенные ЧС
Возникновение ЧС техногенного характера: на предстоящие сутки не прогнозируется.
(Согласно статистических данных на предстоящие сутки текущего года на территории Курганской области риск возникновения ЧС техногенного характера маловероятен. Предпосылок к возникновению природно-техногенных ЧС нет).
1.3.1 Прогноз аварий на транспорте
Дорожно-транспортные происшествия:
Чрезвычайные ситуации, обусловленные дорожно-транспортными происшествиями, с гибелью 5-ти и более человек, не прогнозируются.
Ухудшения транспортной обстановки на дорогах общего пользования Курганской области, в том числе в приграничной зоне, а также нарушения транспортного сообщения с республикой Казахстан не прогнозируется.
В результате нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, а также из-за погодных, дорожно-транспортные происшествия прогнозируются на уровне среднемноголетних значений до 2-4 случаев (среднемноголетнее значение – 3 ДТП). Наибольшая вероятность возникновения ДТП существует на улично-дорожной сети в границах аварийно – опасных участков на дорогах федерального и регионального значения (ФАД Р-254 «Иртыш» и ФАД Р-354) на территории г. Курган, Далматовского и Щучанского районов.
Аварии на железнодорожном и авиационном транспорте: Возникновение ЧС, обусловленных авариями на авиационном и железнодорожном транспорте, маловероятно.
Аварии на трубопроводном транспорте: Возникновение чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на магистральных нефте-, газопроводах, маловероятно.
1.3.2 Техногенные пожары:
В связи с нарушением правил пожарной безопасности при эксплуатации отопительных приборов и печей, а также из-за неосторожного обращения с огнем, количество техногенных пожаров прогнозируется до 6-8 случаев (среднемноголетнее значение – 7 пожаров). Наибольшая вероятность возникновения пожаров в жилом секторе, на объектах здравоохранения, административного, учебно-воспитательного и социального назначения существует: в г. Курган, Катайском и Мишкинском районах.
Техногенные пожары прогнозируются, преимущественно, в частных жилых домах и надворных постройках города и сельской местности.
1.3.3 Происшествия на коммунальных системах и системах электроснабжения:
Существует вероятность возникновения аварийных ситуаций, связанных с износом систем водоснабжения, на территории городов Курган, Шадринск и Шумиха - изношенность оборудования более 80%.
Предпосылок к возникновению аварийных ситуаций на системах электроснабжения Курганской области не прогнозируется ввиду отсутствия внешних условий, создающих риски нормальному функционированию объектов электроэнергетики (по данным ситуационно-аналитического центра Минэнерго России»).
Причинами возникновения аварийных ситуаций на объектах ЖКХ могут выступить: высокая степень износа основных фондов жизнеобеспечения, неквалифицированные действия обслуживающего персонала, отказ оборудования.
1.3.4 Происшествия на водных объектах:
Чрезвычайных ситуаций, связанных с происшествиями на водных объектах, не прогнозируются.
Сохраняется риск происшествий на водных объектах, связанных с использованием водно-моторного транспорта и несоблюдением правил поведения на водных объектах.
Наиболее вероятно возникновение происшествий (несчастных случаев) на акваториях водных объектов Куртамышского районе (оз. Горькое).
Основной причиной возникновения ЧС и несчастных случаев на водных объектах является несоблюдение населением общепринятых правил поведения на водных объектах.
1.3.5 Аварии на потенциально-опасных объектах:
Возникновение чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на потенциально-опасных объектах, маловероятно.
1.4 Биолого-социальные ЧС
Возникновение ЧС биолого-социального характера: на предстоящие сутки не прогнозируется (по причине удовлетворительной санитарно-эпидемиологической и эпизоотической обстановки на территории Курганской области и сопредельных территориях).
1.4.1 Санитарно-эпидемиологическая обстановка:
Эпидемиологическая обстановка по заболеваемости кишечными инфекциями ожидается относительно спокойная. Вспышки острых кишечных заболеваний не прогнозируются.
Прогнозируется сезонное увеличение заболеваемости ОРВИ, не превышая эпидемиологических порогов. Наиболее подвержены указанным заболеваниям возрастные группы детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, а также лица пожилого возраста.
1.4.2 Эпизоотическая обстановка:
Вероятность регистрации случаев бешенства на территории Курганской области маловероятна.
II.РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС
Руководителям территориальным органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Курганской области, главам администраций муниципальных образований, органам, уполномоченным на решение вопросов в области ГО и ЧС муниципальных образований Курганской области, руководителям и дежурным службам заинтересованных организаций и предприятий в пределах своей компетенции:
При получении прогнозов (информации) об опасных или неблагоприятных природных явлениях обеспечить выполнение комплекса предупредительных мероприятий в соответствии с территориальными «Планами предупреждения и ликвидации ЧС» и «Методическими рекомендациями МЧС РФ по организации реагирования на прогнозы ЧС». Организовать оперативное прогнозирование возможных последствий НЯ и ОЯ, определить степень опасности и осуществить оповещение населения, которое может оказаться в зоне влияния негативных природных факторов; проверку систем оповещения членов оперативных штабов и комиссий по ЧС.
Для предотвращения воздействия неблагоприятных и опасных метеорологических явлений:
Организовать функционирование территориальных подсистем РСЧС, проверить готовность сил и средств к реагированию; совместно с территориальными органами ЦГМС детализировать прогностическую информацию о вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и ожидаемых параметров, обеспечить ее представление главам администраций местных органов власти и населению, руководителям и дежурным службам заинтересованных организаций и предприятий; организовать выполнение комплекса предупреждающих мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий:
Обеспечить контроль готовности и дежурство аварийно-восстановительных бригад по ликвидации возможных аварий на системах газо-, водо-, тепло- и электроснабжения, предусмотреть возможность перехода на источники резервного электропитания;
Проверить техническую готовность и работу передвижных, автономных источников электропитания;
Выявлять и принимать меры по предупреждению, локализации и ликвидации дефектов и отказов в работе систем жизнеобеспечения населения;
Проверить и привести в готовность системы оповещения инженерно-технического и обслуживающего персонала объектов ЖКХ;
Проверить надежность крепления конструкций большой парусности (рекламные щиты, стенды, навесы, подъемные краны и т.д.);
Для предотвращения возникновения техногенных пожаров:
Содержать в пригодном состоянии подъездные автомобильные дороги к населенным пунктам, а также подъезд к источникам наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов, искусственных пожарных водоемов, рек, озер, прудов, бассейнов, градирен и др.) для забора воды пожарной техникой. Контролировать достаточность предусмотренного для целей пожаротушения запаса воды.
Организовать проведение рейдов (с привлечением работников муниципальной и добровольной пожарной охраны) по обследованию жилых домов с вручением предложений и проведением противопожарных инструктажей под роспись.
Организовать проведение рейдов совместно с представителями отделов социальной защиты населения, районных (городских) электрических сетей, газовой службы по обследованию мест проживания лиц, ведущих асоциальный образ жизни, малоимущих граждан, многодетных семей, инвалидов и предупреждению использования несертифицированных электроприборов, бытовых газовых устройств.
Для контроля лесопожарной обстановки по данным космического мониторинга:
Начальникам местных пожарно-спасательных гарнизонов организовать своевременную проверку, а также выезд к месту обнаружения термических точек, при необходимости организовать тушение возгораний. Соблюдать временные промежутки предоставления информации.
Для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами:
Обеспечить проведение комплекса мероприятий по профилактике лесных пожаров и противопожарному обустройству лесного фонда. Произвести опашку населенных пунктов, объектов экономики, находящихся в зоне высокой пожарной опасности. Обеспечить готовность сил и средств, предназначенных для ликвидации природных пожаров к действиям по предназначению. Организовать проведение совместных рейдов с органами внутренних дел с целью исключения случаев нарушения населениемправил пожарной безопасности в лесных массивах, а также несанкционированного проведения отжига травы, порубочных остатков и сжигания бытового мусора. Организовать и провести на территории муниципальных образований и садоводческих объединений встречи (сходы, собрания) с населением по разъяснению мер пожарной безопасности с учетом специфики осеннего периода. Активизировать размещение в средствах массовой информации публикаций по пропаганде мер пожарной безопасности, предупреждению гибели людей при пожарах с учетом специфики осеннего периода.
Для предотвращения аварийных и чрезвычайных ситуаций на системах жизнеобеспечения:
Контролировать наличие и готовность материально – технических резервов для ликвидации последствий возможных ЧС (происшествий) на объектах энергоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства.
Контролировать состав аварийно-восстановительных бригад, предназначенных для ликвидации аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства (систем электро- и газоснабжения).
Проводить своевременные инструктажи по охране труда с персоналом, обслуживающим объекты систем ЖКХ, а также по особенностям предотвращения аварийных ситуаций.
Обеспечить готовность передвижных, автономных источников электропитания к работе.
Проверить и при необходимости обеспечить готовность системы оповещения, средств связи и управления, в первую очередь, на объектах с круглосуточным пребыванием людей.
Проводить информирование населения через средства массовой информации о правилах эксплуатации газового оборудования и бытовых газовых баллонов в квартирах и частных домах.
Для предотвращения аварийных ситуаций на автомобильных дорогах:
Дорожно-эксплуатационным организациям своевременно и в полном объеме проводить необходимые работы для поддержания удовлетворительного состояния дорожного покрытия. Подготовить необходимые запасы противогололёдной смеси для обработки автомобильных дорог при возникновении гололёдных явлений.
В целях улучшения дорожных условий и снижения последствий от неблагоприятных природных явлений на дорогах Курганской области, необходимо усилить меры для профилактики дорожно-транспортных происшествий, контролировать (регулировать) состав дежурных сил и средств, привлекаемых для обеспечения безопасности на автодорогах; организовать готовность дорожных служб, осуществляющих прикрытие автомобильных дорог различного значения, к обеспечению нормального функционирования систем транспортного сообщения в условиях действия неблагоприятных метеорологических явлений (выпадение сильных осадков).
Проводить пропагандистскую работу через СМИ о состоянии дорожного покрытия, необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения, контроль за техническим состоянием транспортных средств (своевременное техническое обслуживание), в период действия неблагоприятных метеорологических условий.
Совместно с органами ГИБДД, реализовать меры по предупреждению аварийных ситуаций с детьми на автомобильных дорогах. Осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов), предрейсовой подготовки водителей. Обеспечить контроль готовности спасательных служб к реагированию на ДТП.
Для предотвращения чрезвычайных ситуацийна железнодорожном, авиационном транспорте:
Контролировать работоспособность транспортных коммуникаций. Уточнить состав и обеспечить готовность сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС, связанные с авиационными и железнодорожными происшествиями.
Для предотвращения чрезвычайных ситуацийна магистральных трубопроводах:
Осуществлять контроль за эксплуатирующими организациями объектов магистральных трубопроводов.
Руководителям предприятий, объектов экономики на территории Курганской области, в ведении которых имеются участки газо-, нефте-, продуктопроводов продолжить выполнение превентивных мероприятий, направленных на предупреждение аварий как на линейных участках, так и на распределительных, компрессорных пунктах, перекачивающих станциях, используя для этого как организационные, так и технические меры, включая осмотр участков; регулярную проверку запорных арматур для оперативной локализации аварийных участков с железнодорожными и автомобильными дорогами; проверку участков пересечения с водными преградами; уточнение планов ликвидации аварий, достаточности сил и средств.
В целях предупреждения несчастных случаев на водных объектах:
Необходимо обеспечить выполнение мероприятий по охране жизни людей на водных объектах. Организовать проведение патрулирования на водных объектах. Контролировать состояние предупреждающих и запрещающих знаков, наглядную агитацию. Организовать разъяснительную работу с населением по мерам безопасности и предупреждению несчастных случаев на водных объектах в осенний период с использованием средств массовой информации, проведением в школах, и других образовательных учреждениях профилактических бесед и занятий по правилам безопасного поведения детей на водных объектах.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций, обусловленных ухудшением эпидемиологической обстановки:
Обеспечить контроль за поддержанием санитарно-противоэпидемического режима, проведение дезинфекции и режимов проветривания.
Осуществлять широкую санитарно-просветительскую работу среди населения о мерах индивидуальной и общественной профилактики инфекционных заболеваний.
Регулярно информировать население о текущей эпидемиологической ситуации по заболеваемости инфекциями.
В случае ухудшения эпидемической обстановки на территории муниципального образования,через учреждения и организации сети наблюдения и лабораторного контроля организовать:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки;
- санитарно-эпидемиологическое наблюдение и микробиологический контроль;
- проведение экстренной и специфической профилактики.
При возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий немедленно информировать оперативного дежурного ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курганской области» тел. 8(3522)47-64-45.
Прогноз доведен до 26 МО по средствам электронной почты.
Начальник ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курганской области»
полковник внутренней службы п/п Рыбаков В.Е.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.